Что такое бенчмаркинг?
Тренд повышения эффективности
HR-процессов для российских компаний.


Все большее количество маркетинговых инструментов применяется в работе HR-менеджеров. В России тенденция дефицита профессионалов различных сфер деятельности продолжает сохраняться, поэтому работодатели стремятся к непрерывному улучшению и оптимизации процессов в работе с персоналом, изучению и внедрению лучших HR-практик.

Одним из популярных инструментов в классическом маркетинге является бенчмаркинг.
Бенчмаркинг – это оценивание и сопоставление основных показателей в сравнении с лучшими практиками или успешными компаниями. HR-бенчмаркинг позволяет сфокусироваться на тех направлениях, где успех наиболее вероятен. Его основная задача – изучение и адаптация опыта наиболее эффективных практик.

Бенчмаркинг в HR-сфере понимается как:
  • Поиск примеров передовой HR-стратегии и практик управления персоналом
  • Системный процесс измерения показателей своих и конкурентов (в рекрутинге, адаптации, продвижении бренда работодателя)
  • Изучение актуального опыта управления среди работодателей - конкурентов
  • Заимствование эффективно действующих информационных или управленческих технологий
  • Регулярный процесс сравнения качества HR-функции отдельно взятой организации и лидеров отрасли на рынке труда
  • Маркетинговая разведка инструментов HR-коммуникаций с сотрудниками и внешними кандидатами
  • Конкурентный анализ HR-технологий
  • Процесс повышения конкурентоспособности работодателя за ценные кадры.
Бенчмаркинг имеет массу определений. За счет разной направленности, в т. ч. применение в HR-сфере, этот метод универсален в использовании.
На практике сформировалось пять видов бенчмаркинга (рис. 1)

Виды бенчмаркинга
1
Общий бенчмаркинг
  • количественное и качественное сравнение ключевых показателей в деятельности наиболее успешных компаний (в т. ч. из других отраслей)
  • итог: разработка и внедрение передовых технологий в сфере управления
2
Функциональный бенчмаркинг
  • сравнение отдельных HR-функций компании по отношению к работодателям из аналогичной отрасли
  • ключевое преимущество - широкий спектр возможностей для анализа
3
Внутренний бенчмаркинг
  • анализ результатов и эффективности бизнес-процессов между службами/подразделениями компании для выявления успешных парктик
  • доступность информации и простота проведения
4
Конкурентный бенчмаркинг
  • проводится на базе изучения работодателей - конкруентов из своей отрасли, или компаний -партнеров из смежных отраслей
  • поволяет выявить не только сильные, но и слабые стороны конкурентов
5
Бенчмаркинг процесса
  • определяют тематику, исходя из проблематики компании (пр. снижение затрат на рекрутинг, повышение уровня вовлеченности)
  • анализ различий по данной задаче у себя и компании - конкурента.
В каждом из перечисленных видов существуют как свои плюсы, так и свои минусы.
Ключевая сложность – отсутствие четкой методологии непосредственно в компании по проведению конкурентного анализа. Это связано в первую очередь с тем, что необходимо проводить измерение результатов в сфере управления человеческими ресурсами, которая носит больше субъективный характер. А также с тем, что компетенции маркетинга в HR только формируются.

HR-бенчмаркинг – это исследование ключевых показателей эффективности HR-служб. В его основе лежат следующие метрики: фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы, бюджеты на развитие и обучение персонала, численность HR-департамента, флуктуация, стоимость и срок закрытия вакансии и др.

В HR-бенчмаркинге выделяют два основных вида:
  • по объективным данным — направлен на оценку эффективности службы персонала (система KPI для HR-службы, например коэффициент текучести, стоимость привлечения кандидата, бюджет на обучение сотрудников и т. д.);
  • по субъективным данным (например, индекс вовлеченности персонала).
Использование бенчмаркинга дает HR-специалистам и топ-менеджерам своевременную и объективную информацию, позволяющую сделать результаты работы с сотрудниками более значимыми и эффективными. HR-бенчмаркинг, проводимый на регулярной основе, позволяет не только своевременно решать проблемы и трудности в работе с персоналом, но и предвидеть их возникновение.

Наш опыт показывает, что в российском бизнесе все чаще используют HR-бенчмаркинг в управлении вслед за западными компаниями, где аналогичная практика существует уже не один десяток лет.

Если вы хотите узнать о том, как своими силами провести конкурентный анализ рынка труда и получить важную информацию об успешных HR-практиках ведущих работодателей, читайте продолжение статьи здесь или же доверьте работу профессионалам.
Закажите исследование HR-бенчмаркинга в компании Fly Community