Как провести
HR-бенчмаркинг правильно? 14+
Алгоритмы и рекомендации.

HR-бенчмаркинг – это маркетинговый инструмент для анализа системы управления персоналом, ее эффективности и выявления зон риска. Многие российские компании в целях развития HR-бренда и эффективного решения кадровых задач уже используют этот инструмент.

С типологией и основными характеристиками HR-бенчмаркинга вы можете ознакомиться в этой статье (гиперссылка на часть 1).

HR-бенчмаркинг позволяет решить следующие задачи:
1. Коммуникация с бизнесом и топ-менеджментом компании
2. Планирование бюджета и мероприятий для решения кадровых задач
3. Выявление проблем и зон роста для повышения эффективности
4. Поиск лучших практик и совершенствование HR-процессов, автоматизация и новые каналы внешних и внутренних коммуникаций с персоналом
5. Работа с HR-командой: внедрение системы KPI, развитие новых компетенций.
Таким образом, применяя в своей практике HR-бенчмаркинг,
вы получаете неоспоримые преимущества на рынке труда в части управления людьми и построения привлекательного бренда работодателя.
При проведении бенчмаркинга в HR-сфере используют
2 направления для аналитики и мониторинга


Вариант первый: работа HR-подразделения оценивается по качеству реализации задач, т. е. происходит экспертная оценка. Преимущества данного метода - это простота в подготовке, интерпретации результатов и невысокая стоимость, но имеется существенный недостаток - возможный субъективизм оценок.
Вариант второй: деятельность HR-службы оценивается по ключевым показателям эффективности (KPI) в сравнении с лидерами рынка. Целевые значения для KPI определяются на основе изучения лучших практик компаний, конкурирующих на рынке труда за персонал. Такой подход целесообразен для крупных игроков, стремящихся к лидирующим позициям на рынке.
Например, если компания ставит перед собой стратегическую цель – повышение стоимости компании за счет повышения эффективности управления персоналом, то HR-бенчмаркинг рекомендовано организовать на основе оценки KPI (второй вариант).
В данном случае, наиболее эффективно будет привлечение стороннего провайдера - это позволит получить объективные всесторонние данные об аналогичных показателях интересующих работодателей.
Самостоятельное исследования на основании HR-метрик будет оптимальным при условии проведения внутреннего бенчмаркинга (анализ и сравнение функций/отделов в рамках одной компании). Также самостоятельно можно провести HR-бенчмаркинг для оценки каналов внешних коммуникаций, позиционирования HR-бренда и практик рекрутинга, применяемых успешными работодателями из аналогичной сферы.

Бенчмаркинг – это системный процесс, который должен проводиться на регулярной основе.
Эта технология состоит из ряда ключевых этапов.
Основные этапы бенчмаркинга:
1
Выбор продукта, услуги
или процесса для сравнения
2
Определение основных критериев оценки

3
Выбор компании или внутрифирменной области для сравнения

4
Сбор информации

5
Анализ показателей и определение возможностей применения полученных данных

6
Адаптация и применение лучших практических разработок, установление обоснованных задач для компании, применение полученного опыта

Для того, чтобы HR-бенчмаркинг принес результаты, необходимо правильно его использовать.
Алгоритм подготовки и реализации исследования представлен следующим образом:
Определить цели
• Кому и для чего нужны бенчмарки?
1
Сформулировать конкретные вопросы
• Гипотезы, которые можно подтвердить или опровергнуть
2
Выбрать нужный
вид исследования
• Своими силами
• Внешний провайдер
• Участие в регулярном опросе
3
Сегментация выборки
• С кем сопоставими по бизнес-процессам
• Кто применяет лучшие HR-практики
4
Учет собственного контекста
• Результаты бенчмаркинга интерпритировать с учетом собственной HR-стратегии
5
Бенчмаркинговые исследования в России проводятся уже более 10 лет, и консалтинговые агентства накопили значительный опыт и пул методов для качественного проведения анализа в HR-сфере. Если вы решите выбрать провайдера – основная задача будет заключаться в том, чтобы четко определить цели HR-бенчмаркинга и на этапе старта уже понимать, как в дальнейшем вы планируете применять полученные результаты в компании.

Для HR-менеджеров, которые готовы к бенчмаркингу своими силами, нужно изучить набор современных маркетинговых инструментов для проведения исследований – рис. 3. Вы можете выбрать несколько способов для сбора и анализа информации или остановится на одном.
Но любой метод исследования предполагает полную проработку технологии, перечня вопросов и разработку оценочных листов, анкет и т. д.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
МЕТОДЫ
КАЧЕСТВЕННЫЕ
МЕТОДЫ
СМЕШАННЫЕ
МЕТОДЫ
Телефонные, личный, почтовый, панели, электронный
Опрос
Retail
Аудит
Опрос
Фокус-группа
Опрос
Интервью
Опрос
Проективные методики
Опрос
Hall-тесты
Опрос
Home-тесты
Опрос
Mystery-shopping
Опрос
Наблюдение
Опрос
Эксперимент
Ассоциативные, завершения/конструирования ситуаций, экспрессивные
Например, все более распространенным способом сбора информации в рамках HR-бенчмаркнга становится метод «тайный соискатель», который позволяет оценить рекрутинговые мероприятия конкурентов с помощью наблюдения и фиксации реальных технологий.

Практический эффект от систематического проведения HR-бенчмаркинга очевиден. За последние 10-15 лет бенчмаркинг стал одним из эффективных методов развития бизнеса и относится к самым популярным инструментам управления. Данные различных зарубежных исследований свидетельствуют о вовлечении в процесс эталонного сопоставления от 60 до 90 % компаний. И для формирования HR-стратегии он является незаменимым инструментом, который позволит не только оперативно решать кадровые задачи, но и повысить лояльность аудитории сотрудников и кандидатов к вашему HR-бренду.