Инструменты изменения корпоративной культуры. 14+ Как можно повлиять на культуру общества или организации? C помощью директивных
указаний? Уповая на высшие силы? Нет, есть ряд простых рецептов, которые позволяют постепенно придать иную форму организационной культуре.
- Можно способствовать изменению поведения так называемых ролевых моделей – руководителей предприятий, формальных и неформальных лидеров в организации.
- Можно выявить, описать и способствовать при поддержке менеджмента высшего звена изменению и пропаганде внутриорганизационных ценностей.
- Можно изменить критерии раздачи «пряников» – вознаграждений и статусов.
- Можно научить сотрудников новому, к примеру, таким навыкам, как делегирование или коучинг, если таковыми они не обладали.
- Можно разработать и провести тщательно спланированные внутренние PR-акции.
- Можно внести изменения в требования к соискателям, выставляемые при принятии на работу, критерии продвижения по карьерной лестнице и увольнения.
- Можно активно использовать организационные символы и обряды, способствующие внесению изменений в корпоративную культуру.
Говоря о корпоративных обрядах и обычаях, рекомендуется в первую очередь уделять внимание следующим из них:
- обряды продвижения;
- обряды ухода;
- обряды обновления;
- обряды разрешения конфликтов;
- обряды посвящения;
- обряды проводов;
- обряды перехода;
- обряды единения;
- «имиджевые» обряды.
Наряду с обрядами и обычаями необходимо также уделять особое внимание внутрикорпоративным мероприятиям и средствам коммуникации, таким как:
- teambuilding (мероприятия по командообразованию);
- конференции, общие собрания;
- корпоративные праздники;
- печатные издания (корпоративная газета либо брошюры);
- корпоративный сайт;
- конференц-звонки (дистанционный менеджмент);
- поздравления сотрудникам по итогам деятельности за период;
- поздравления с личными и национальными праздниками;
- конкурсы;
- церемонии награждения.
Можно выделить несколько факторов, которые могут помешать результативности мероприятий по управлению корпоративной культурой организации. В первую очередь, это:
- отсутствие стратегии организационного развития компании;
- подмена процесса изменения культуры рекламной кампанией или новым бизнес-
- жаргоном;
- инициация изменений корпоративной культуры не с верхнего, а со среднего уровня;
- доминирование краткосрочных целей над долгосрочными.
Роль руководителя и управление корпоративной культурой Если представить в виде диаграммы сравнительную оценку эффективности различных инструментов влияния на организационную культуру, одним из самых важных является поддержка высшего руководства – в качестве как главных идеологов, так и ролевых моделей, способствующих изменению организационных стандартов и шаблонов поведения работников организации (рис. 2).